СМС со словом "ХРАМ 1000" на номер 7878
Храм во имя преподобного Сергия Радонежского в селе Горы был построен в 1757 году как домовая церковь графа Карла Скавронского – брата императрицы Екатерины I. В этом храме молились не только члены семьи Скавронских, когда они бывали в селе, в храм ходила «сельская аристократия» – служащие вотчинной конторы, приказчики и прочий люд, приставленный к управлению крестьянами и присмотру за порядком. В 1788 году по приказу уже Мартына Скавронского Сергиевская церковь была перестроена и отдана под церковно-приходскую для пользования в общину.
Недалеко от Сергиевского храма когда-то находился и еще один – Введенский – более ранней постройки, но он не сохранился. Оба храма в селе Горы стояли неподалеку один от другого, но жили разной жизнью. Положение «аристократической» Сергиевской церкви было выше «холопской» Введенской. Дворовые люди (горничные, лакеи, камердинеры, кучера, истопники, конюхи, и прочий, как бы сейчас сказали – «обслуживающий персонал») ходили вместе с крестьянами в Введенскую церковь.
Последним владельцем села Горы была внучка Мартына Скавронского – Екатерина Павловна Скавронская-Багратион, ставшая женой великого русского полководца Петра Багратиона. Когда в 1812 году умер от смертельных ран, полученных в Бородинском сражении, генерал Багратион, его супруга так расстроилась, что продала все свои имения, в том числе село Горы, и навсегда уехала за границу, а крестьян в память погибшего мужа отпустила на волю. Поэтому, рассказывают жители, никто из здешних крестьян - ни деды, ни даже прадеды - не помнили крепостного права.
В самый разгар революционной смуты в 1919 году в храм преподобного Сергия в селе Горы Озерского уезда Московской губернии пришел служить псаломщиком будущий священноисповедник Михаил Марков и вскоре был рукоположен во диакона к этому храму. В 1923 году диакон Михаил был рукоположен во священника ко храму преподобного Сергия.
В конце 20-х годов за неуплату налогов Сергиевский храм закрыли, но отец Михаил, исполняя свой долг, безотказно ходил ко всем, кто просил соборовать и причащать. Представителям новой власти это не нравилось, и в начале января 1930 года сотрудники НКВД пришли к священнику с обыском и нашли в святом углу дароносицу. Это стало достаточным, чтобы завести на него уголовное дело.
24 января 1930 года народный суд Озерского района приговорил отца Михаила к трем годам ссылки, обвинив в хищении церковного имущества. 3 февраля 1930 года отец Михаил был арестован и заключен в тюрьму в городе Коломне; вместе с ним был арестован священник Введенского храма и некоторые прихожане. Их обвинили в том, что они «проводили среди населения злостную антисоветскую агитацию против мероприятий советской власти на селе с использованием религиозных предрассудков некоторой части масс...».
27 марта 1930 года отца Михаила Маркова приговорили к ссылке в Северный край на пять лет. Отец Михаил был сослан в Коми область. Здесь в начале тридцатых годов разразился жестокий голод, так что из пищи ссыльным оставалась только крапива. Отец Михаил скончался в ссылке от голода. Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода от 22 февраля 2001 года.
читать полностью: "Непридуманные истории села Горы о земном и небесном".