СМС со словом "ХРАМ 1000" на номер 7878
Район | Сергиево-Посадский |
Местоположение | с. Новая Шурма |
Состояние | Требует восстановления |
Номер | |
Потраченная сумма | руб. |
Вначале XVII в. на месте с. Новая Шурма находился пог. Подлипы с деревянным храмом во имя Живоначальной Троицы. Каменный Троицкий храм в стиле классицизма был сооружен в 1798–1812 гг. на средства местного помещика майора Уварова, князя А.М. Голицына и князя А.Н. Долгорукого. В 1813 г. князь Долгорукий пристроил южный придел во имя свв. мчч. Хрисанфа и Дарии (в память об умерших детях).
В 1821 г. на средства помещицы Смирновой устроен северный придел в честь Владимирской иконы Божией Матери. В 1849 г. к Троицкой церкви пристроили теплую трапезную и в благодарность за избавление прихожан от холеры в ней освятили придел в честь Архистратига Михаила. Тогда же была возведена двухъярусная колокольня. Через два года, в 1851 г., помещик Волчков в трапезной части соорудил четвертый придел во имя прп. Сергия Радонежского.
При храме действовали церковно-приходская библиотека и с 1877 г. – земская народная школа. Основной объем храма в виде двусветной ротонды, вписанной в квадратное основание, пониженные крылья приделов, алтарь и трапезная образуют крестообразную композицию, которую завершает невысокая, в три яруса, колокольня со шпилем. Художественная выразительность здания достигается в основном архитектурными средствами. Наружная декорация здания сдержанна. Боковые ризалиты обработаны пилястровыми портиками с фронтонами, плоскости стен овальными медальонами и нишами для установки рельефов. Изящна в простоте своих форм ротонда с палладианскими окнами и плоским куполом. Наряднее декорирована колокольня, убранная ленточным и квадровым рустом.
При сдержанности внешнего убранства художественный акцент перенесен на разработку интерьера храма. С помощью ниш-экседр, чередующихся в круглом зале с арочными проходами в смежные помещения, создается эффект кольцевой аркады, придающей интерьеру торжественность и легкость. Полы в храме из каменных плит. Стены в основной части храма покрывает потемневшая клеевая живопись XIX в., исполненная в академической манере. Лучше сохранились масляные росписи нач. XX в. в трапезной. Троицкий храм был закрыт в 1963 г., пустовал и постепен - но разрушался. Храм возвращен Церкви в 1994 г. в аварийном со - стоянии. В настоящее время за - кончены восстановительные рабо - ты центрального купола. Требуется дальнейшее проведен